
Автор: Кирк МакКенд
Мир Clair Obscur: Expedition 33 раздроблен и разрушен — это сюрреалистическая мозаика островов, расколотых катаклизмом, известным как «Разлом». Каждый год гигантская пожилая женщина на краю света поднимается, заполняя горизонт, и рисует число на обелиске. Вскоре после этого каждый человек старше указанного числа стирается из мира, исчезая в облаке пыли на глазах у своих близких.
Это число уменьшается каждый год.
В акте отчаяния человечество отправляет экспедицию обречённых — людей, которые жертвуют последним годом своей жизни ради миссии за пределами относительной безопасности последнего человеческого города. Их цель — убить эту женщину, известную как Художница.
Это мир мягких мазков кисти, окружённый небом, переливающимся северным сиянием, с разрушенными скалами и невероятными водопадами, низвергающимися с края света. Свет переливается и бликует по земле, словно вы исследуете гигантский аквариум или инопланетный ландшафт, созданный божеством. Словно попадаешь в сон.
Исследование этого мира, почти лишённого людей, наполняет чувством безысходности, которое усиливается прекрасными фортепианными мелодиями, заставляющими сердце сжиматься, и парящей, оперной музыкой, вызывающей тоску. Это странный, специфический набор эмоций, который ни одна игра не передавала со времён Nier: Automata, сочетающийся с беспокойством и потусторонним ужасом романов в жанре New Weird, подобных «Аннигиляции» Джеффа Вандермеера.
Учитывая, что игра создана относительно небольшой французской командой, заметно, где бюджет был ограничен — диалоги переходят в чёрный экран, когда персонажи должны были бы анимироваться, а некоторые локации, очевидно, задумывались более проработанными. Однако за Expedition 33 стоят настоящее видение и амбиции. Производство выполнено безупречно, бюджет потрачен на самые важные аспекты: сильные эмоциональные моменты сопровождаются роскошными анимированными кат-сценами, а сам бой (которому вы посвятите большую часть времени) — плотный, глубокий и превосходит некоторые серии, ставшие его вдохновением.
Эти источники вдохновения очевидны с самого начала: миссия убить божество, пошаговые бои с уникальными (и порой странными) персонажами в команде, а также карта мира для исследования — сначала пешком, затем по морю, а потом по воздуху. Но несмотря на вдохновение Final Fantasy, Expedition 33 не является её копией.
В то время как Final Fantasy перешла к боям в реальном времени, Expedition 33 предлагает мир, где пошаговые JRPG-бои развились, чтобы соответствовать современным предпочтениям, а не были полностью изменены. Результат — пошаговая система, которая постоянно держит в напряжении, требуя вовремя нажимать кнопки для нанесения большего урона, уклонения, парирования и перепрыгивания через атаки. Подсказки врагов придают бою ощущение ритм-игры, и со временем в голове выстраивается «музыкальный бестиарий» из последовательностей атак каждого противника.
В начале были опасения, что возможность полностью избегать урона благодаря навыкам игрока сделает бои слишком лёгкими, но они оказались напрасными — игра умеет подловить вас множеством хитрых способов, и лучший способ переломить ход битвы в свою пользу — это настройка персонажей.
Легко было бы утомить вас деталями, но если говорить просто, это одна из самых глубоких систем, когда-либо созданных. По сути, вы комбинируете различные статистические усиления и перки, от простых (получить дополнительные очки действия в начале боя) до гениальных и способных «сломать» игру (всегда ходить дважды подряд). Можно использовать множество таких улучшений одновременно, и они часто взаимодействуют друг с другом или с перками вашего оружия. Плюс есть особенности каждого персонажа, каждый из которых играет совершенно по-своему. К концу игры один персонаж мог, после двух ходов подготовки, нанести 4,5 миллиона урона за один удар. И даже при этом опциональный супербосс всё равно безжалостно нас уничтожил.
Кстати, как и концовка игры…
У Expedition 33 настолько сильная завязка, что концовку было бы легко испортить, но она приводит к одному из самых сильных эмоциональных ударов за последнее время. От душераздирающей игры актёров до поворотов сюжета — здесь почти нет ничего лишнего, поскольку игра затрагивает сложные темы. Это история о механизмах преодоления горя, о том, как наша печаль может просачиваться в мир, и о том, что наше единственное истинное наследие — это то, что мы оставляем после себя, будь то созданное нами искусство или даже вопрос о том, морально ли приводить детей в обречённый мир.
Мелкие проблемы, такие как плохие указатели и худшие платформенные секции со времён Макса Пейна, пробирающегося по кровавому следу, едва приходят на ум, когда вспоминаешь последние 50 часов, проведённые с Expedition 33. Они — лишь тёмные пятна в этом, в остальном, ясном сне. Это та игра, после которой просто смотришь на своё отражение, когда по экрану идут титры, между именами и в темноту экрана. Она оставляет пустоту и заставляет задуматься о собственной смертности. Это мрачно, красиво и смело — настоящее удовольствие в то время, когда игровые сюжеты часто «очищаются» и сглаживаются.